Препятствие, которое необходимо преодолеть рабу на пути поклонения Богу, – это приобретение знаний. О стремящийся к спасению и поклонению Господу, в первую очередь усердствуй в науке, это – основа, от которой зависит вся религия. Знай, что наука (ильм) и поклонение (ибада) являются двумя драгоценностями, ради которых Всевышним были ниспосланы Книги и Посланники, ради которых были созданы небеса, земли и всё, что там существует. Поразмысли над двумя аятами Корана. Вот первый из них:

اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ وَمِنَ الْأَرْضِ مِثْلَهُنَّ يَتَنَزَّلُ الْأَمْرُ بَيْنَهُنَّ لِتَعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ وَأَنَّ اللَّهَ قَدْ أَحَاطَ بِكُلِّ شَيْءٍ عِلْماً

Смысл: «Аллах – Тот, Кто создал семь небес и столько же земель. Нисходит откровение между ними, т. е. ангел Джабраил (мир ему) спускается с седьмого неба на седьмую землю с откровением Аллаха, дабы вы знали. Иначе говоря, Всевышний Аллах, создав небеса и земли и ниспосылая откровение, даёт вам знание о том, что Он является Всемогущим и что Его знания охватывает всё». (Коран, 65:12)

Данный аят является достаточным доводом о ценности ильму, и особенно ценности ильм-тавхид.

Второй аят:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

Смысл: «Я создал джиннов и людей только лишь затем, чтобы они поклонялись Мне». (Коран, 51:56).

А этот аят является достаточным доводом о ценности поклонения и необходимости человеку заняться им!

Ты возвеличивай ильм и ибада, ради которых были созданы этот и тот мир. И поистине рабу не подобает, утомляя себя, заниматься чем-либо другим, кроме получения знаний и поклонения. Знай, что все дела, кроме этих двух, являются бесполезными делами, в которых нет благодати. А из этих двух драгоценностей знания имеют особую ценность. Указывая на это, Пророк ﷺ промолвил: «Превосходство учёного перед поклоняющимся подобно моему превосходству перед человеком моей общины самого низкого уровня».

Также Пророк ﷺ изрёк: «Один взгляд на учёного милее мне, чем поклонение в течение целого года в виде поста днём и занятия богослужением ночью».

А ещё как-то Пророк ﷺ спросил: «Не рассказать ли вам о самых достойных из обитателей Рая?» Сподвижники (да будет Господь ими доволен) ответили: «Расскажи, о Посланник Аллаха!» Пророк ﷺ сказал: «Это – учёные моей общины».

Теперь тебе стало ясно, что наука является более ценным занятием, чем поклонение. Но раб Творца не может обойтись без совершения поклонения, ибо наука без поклонения подобна пыли, унесённой ветром. Знания подобны дереву, а деяния подобны плодам. Достоинство и почёт принадлежат дереву, ибо оно является основой для получения плодов, но всё-таки пользу берут от плодов. Подобно этому раб должен иметь и знания, и деяния. Когда раб узнал это, он должен в первую очередь заняться получением знаний, ибо наука является основой для совершения деяний. Указывая на это, Пророк ﷺ изрёк: «Наука является предводителем, а деяния следуют за ней».

Поэтому, чтобы совершать поклонение в совершенстве, тебе следует заняться наукой , благодаря чему познаешь своего Господа, Которому ты обязан поклоняться. А иначе как ты будешь поклоняться Тому, имена и атрибуты Которого ты не знаешь?! Может так случиться, что ты подумаешь о Всевышнем Аллахе и Его атрибутах недопустимое по отношению к Нему, да убережёт Господь от такого, и тогда всё твоё поклонение превратится в унесённую ветром пыль.

Далее тебе необходимо изучить те повеления, которые Шариат обязывает выполнять, чтобы ты мог исполнять их; также тебе необходимо изучить запреты Шариата, чтобы остерегаться нарушить их. Иначе как же ты сможешь совершать поклонение, не зная, что и как необходимо делать, и как ты будешь остерегаться совершения грехов, не зная, что является грехом?!

Также знай, о мой брат, что поистине плодом знаний является богобоязненность, и это является второй причиной, из-за которой тебе следует заняться наукой, прежде чем заняться поклонением. Творец сказал:

إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاء

Смысл: «Поистине, из рабов Аллаха только учёные испытывают истинный страх перед Ним». (Коран, 35:28)

Тот, кто не познал Бога, не чувствует страх перед Ним, не возвеличивает и не восхваляет Его надлежащим образом. Поэтому именно благодаря знаниям раб совершает поклонение своему Господу и остерегается грехов.

Если ты спросишь: «Какую науку имел в виду Посланник Божий ﷺ в хадисе: “Изучение науки является обязанностью каждого мусульманина”?», то знай – обязательными для изучения являются три вида науки: первая – ильму тавхид, вторая – наука, раскрывающая деяния сердца, третья – фикх .

Изучение всех тонкостей этих наук не является фарзуль-айн для каждого мусульманина, это – фарзуль-кифая . Из первой науки ты должен изучить основы религии, качества (сифаты) Бога и Его Посланника ﷺ, чтобы иметь правильную акиду, а также важные вопросы из Сунны. Из второй науки ты должен познать, что такое ихляс, щукр, хамд, таваккуль и т. д., дабы сохранить свои благие деяния. Из третьей науки ты должен изучить то, что Шариат обязывает тебя исполнять в первую очередь, например совершение большого и малого омовения, исполнение намаза, соблюдение поста. Также ты должен изучить вопросы, связанные с совершением хаджа и выплатой закята, если это тебе вменяется в обязанность.

Если ты спросишь: «Возможно ли самостоятельно, без помощи учителя получить достаточный уровень знаний из этих наук?», знай – поистине, учитель является тем, кто открывает ученику понимание науки и помогает ему достичь её глубины.

Знай, о мой брат, что преодоление этого препятствия является делом очень трудным и опасным, но человек не сможет дойти до своей цели кроме как преодолев трудности.

Праведный халиф Али (да будет Господь доволен им) сказал: «Я не был бы рад вхождению в Рай, умерев в детстве и не познав Аллаха. Поистине, самыми познавшими Всевышнего являются более богобоязненные, больше поклоняющиеся и наставляющие людей красивой проповедью ради Творца».

Очень важно, чтобы, изучая науку, ты имел искреннее намерение: добиться Божьего довольства, оживить и распространить религию Ислам, самому избавиться от невежества и спасти от невежества других, выразить благодарность Господу за здоровье, разум и способность постигать науку. Если же стремиться к знаниям ради почёта, чтобы люди уважали и оказывали почести, и этим добиться расположения правителей, чтобы собирать мирское богатство, чтобы устраивать дискуссии со сверстниками и побеждать в них, то поступивший таким образом окажется в большом убытке, и всё, что он расходовал на этом пути, пропадёт зря. Пророк ﷺ изрёк: «Того, кто стремится к знаниям, чтобы гордиться ими перед другими учёными, или спорить с невеждами и одержать верх над ними, или ради уважения людей, чтобы они дарили ему что-либо, – Всевышний Аллах отправит в Ад».

Но смотри не обманись наущениями сатаны, который отвращает тебя от стремления к знаниям из-за опасности, кроющейся в этом. Поистине Пророк ﷺ сказал: «В ночь мираджа мне показали обитателей Ада, большинство из них были бедняками». Сподвижники (да будет Господь доволен ими) спросили: «О Посланник Аллаха, они были бедными по причине отсутствия имущества?» «Нет, по причине отсутствия знаний», – ответил Пророк ﷺ.

Тот, кто не имеет знаний, не сможет как следует совершать поклонение и твёрдо стоять на этом пути. Если даже человек будет совершать поклонение, подобное тому, что совершают все ангелы небес вместе взятых, но не имея необходимых знаний, – он останется ни с чем. Поэтому постарайся получить знания, участвуя в дискуссиях, выполняя вирды, которым обучает шейх, и посещая учителя для получения уроков. И ты отдали от себя лень, безделье и скуку, а иначе окажешься в большой опасности возможного попадания в заблуждение, да сохранит Всевышний от этого! Амин!

Итог всего сказанного: если ты поступишь так, как мы тебе посоветовали, – будешь размышлять о Величии Господа, о созданиях Творца, об удивительной гармонии, царящей в окружающем нас мире, о мужизатах , дарованных Богом Своим пророкам (мир им), а также о делах того мира, о которых рассказывал Посланник Божий ﷺ: о воскрешении после смерти и о Судном дне, о могильных муках, допросе Мункара и Накира, о Весах деяний, о мосте Сират, о Рае и Аде, и если постараешься получить необходимые знания, чтобы исполнять Божьи повеления и остерегаться грехов, – тогда ты отдашь свой долг перед Всевышним, возложенный на тебя Им в области изучения науки, и ты станешь одним из истинных учёных уммы Пророка Мухаммада ﷺ. Ты станешь знающим рабом Творца, который совершает поклонение в совершенстве и искренне ради довольства Всевышнего, ты станешь предводителем, за которым следуют другие, будешь уважаемым человеком и получишь большое воздаяние за свои знания. Тогда ты преодолеешь первую преграду, с помощью Аллаха. Он самый Милостивый из милосердных. У человека нет силы сторониться плохого и нет мощи совершать благое, кроме как с помощью Бога!

Материал подготовлен по книге имама Аль-Газали «Минхаджуль-абидин»
Islam.Ru